Речевые нарушения

Дислалия

Дислалия — нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата.

Дислалия является одним из наиболее распространенных дефектов произношения.
В логопедии выделяют две формы дислалии в зависимости от локализации нарушения и причин, обусловливающих дефект звукопроизношения:

  1. функциональную
  2. механическую (органическую).

К функциональной дислалии относятся дефекты воспроизведения звуков речи (фонем) при отсутствии органических нарушений в строении артикуляционного аппарата. Причиной возникновения функциональной дислалии чаще всего является то, что окружающие своевременно не фиксируют внимания на недостатках произношения ребенка, имитируют его неправильную речь, не помогая ему преодолеть трудность произношения того или иного звука; общая физическая ослабленность ребенка вследствие соматических заболеваний; задержка психического развития (минимальные мозговые дисфункции); избирательное нарушение фонематического слуха; подражание неправильной речи окружающих.


Механическая дислалия появляется вследствие неправильного строения периферического аппарата: челюстей (прогнатия или прогения), зубов (неправильная расстановка, открытый прикус), неба (парез мягкого неба), дефекты языка (короткая подъязычная уздечка).
При функциональных дислалиях может нарушается воспроизведение одного или нескольких звуков, при механических обычно страдает группа звуков. В ряде случаев встречаются комбинированные функциональные и механические дефекты.


В отчественной и зарубежной литературе принято деление дислалии на две формы в зависимости от того, какие психофизиологические механизмы, участвующие в осуществлении речевых процессов нарушены. Выделяют сенсорную и моторную дислалию. Выделяются три основные формы дислалии: акустико-фонематическая, артикуляторно-фонематическая и артикуляторно-фонетическая.


В основе акустико-фонематической дислалии лежит недостаточная не-сформированность фонематического слуха. При этой форме дислалии имеется несформированность операций опознавания, узнавания, смежных акустических признаков звуков и принятие решения о фонеме. При данной форме дислалии у ребенка нет нарушений слуха. Дефект сводится к тому, что у него избирательно не формируется функция слухового различения некоторых фонем.


К форме артикуляторно-фонематической дислалии относятся дефекты, обусловленные несформированностью операций отбора фонем по их артикуляторным параметрам в моторном звене производства речи. Ребенок справляется с заданиями на имитацию сложных неречевых звуков, замен и смешения при этой форме дислалии осуществляются на основе артикуляторной близости звуков. Эти явления могут наблюдаться среди звуков одинаковых по способу образования, между аффрикатами, сонорами.


Дефекты произношения при артикуляторной фонетической форме дислалии обусловлены неправильно сформировавшимися артикуляторными позициями. Звуки произносятся ненормированно, искаженно для фонетической системы данного языка, фонемы реализуются в неправильных вариантах (аллофонах).

Дизартрия

Дизартрия — нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата.


Дизартрия проявляется двумя основными синдромами — нарушением фонетической стороны речи и ее ритмико-мелодико-интонационной окраски (просодической стороны).


Нарушения звукопроизношения при дизартрии проявляются в разной степени и зависят от характера и тяжести поражения нервной системы.


Степени выраженности дизартрии:

При тяжелой степени (анартрия) отмечается полная неподвижность артикуляционной мускулатуры.


При средней тяжести (выраженная псевдобульбарная дизартрия) возможна подвижность отдельных мышечных групп и некоторая артикуляция звуков.


Легкая степень дизартрии (стертая дизартрия) характеризуется нерезко выраженной неврологической симптоматикой, смазанностью, назализацией, имеются парезы отдельных мышечных групп, сопровождающиеся нечетким звукопроизношением.


Многие отечественные и зарубежные исследователи доказали, что из общего количества детей с речевой патологией на долю дизартрических нарушений приходится 60-70% .


В большинстве случаев дизартрия наблюдается при детском церебральном параличе (от 65 до 85%). Кроме того, существует связь между степенью тяжести дизартрии и характером поражения двигательной сферы. Например, при двойной гемиплегии дизартрия и анартрия наблюдаются практически у всех детей. Менее выраженные формы дизартрии могут наблюдаться у детей без явных двигательных расстройств, перенесших легкую асфиксию или родовую травму. Нередко дизартрия наблюдается и в клинике осложненной олигофрении.


Причины дизартрии

  • асфиксия
  • родовая травма
  • гемолитическая болезнь
  • инфекционные заболевания нервной системы
  • черепно-мозговые травмы
  • нарушения мозгового кровообращения
  • опухоли головного мозга
  • пороки развития нервной системы (врожденная аплазия)
  • наследственные болезни нервной и нервно-мышечной систем.

Ринолалия

Ринолалия — нарушение тембра голоса и звукопроизношения, обусловленное анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата.


Ринолалия обычно сопровождает врожденные расщелины твердого и мягкого неба, дефекты носовой полости, которые изменяют структуру и функцию речевого аппарата, и, следовательно, и механизм формирования звуковой стороны речи.


Выделяют три формы ринолалии:

  • открытая
  • закрытая
  • смешанная

В зависимости от причины возникновения может быть органической (механической) и функциональной; врожденной и приобретенной.


Открытая ринолалия — патологическое изменение тембра голоса и искаженное произношение звуков речи, возникающее, когда мягкое небо при произнесении звуков сильно отстает от задней стенки глотки, оставляя значительную щель (укорочение мягкого неба) или при механических дефектах твердого и мягкого неба, когда значительная часть воздуха попадает в носовую полость.
Открытая ринолалия может быть органической (механической) и функциональной.
Органическая (механическая) ринолалия бывает врожденной или приобретенной.
Наиболее частой причиной врожденной открытой ринолалии является врожденное расщепление мягкого или твердого неба, укорочение мягкого неба.
Приобретенная открытая ринолалия может возникнуть при перфорации твердого или мягкого неба, при рубцовых изменениях, парезах и параличах мягкого неба.
Открытая функциональная ринолалия чаще всего обусловлена гипокинезом мягкого неба.
Одна из функциональных форм — «привычная» открытая ринолалия. Она наблюдается часто после удаления аденоидных разращений или, реже, в результате постдифтерийного пареза, из-за длительного ограничения подвижности мягкого неба.


Закрытая ринолалия обусловлена направленностью речевого выдоха только через рот при всех звуках, в результате чего страдает артикуляционная и акустическая характеристика носовых звуков м, н, м’, н’ и тембр голоса.
Различают две формы закрытой ринолалии: органическую (механиче-скую) и функциональную.
При органической (механической) форме речевое нарушение связано с анатомическими дефектами областей зева, носа, носоглотки (аденоиды, по-липы, искривление носовой перегородки).
При функциональной форме наблюдается гиперфункция мягкого неба: мягкое небо всегда приподнято и преграждает в той или иной степени путь воздушной струе в нос.


Смешанная ринолалия — состояние, когда при носовой непроходимости имеется также недостаточный небно-глоточный затвор. На произношение это отражается понижением носового резонанса, главным образом для носовых фонем, при одновременном искажении остальных фонем, тембр которых становится как при открытой ринолалии. Смешанная ринолалия может быть органической (механической) или функциональной.


Наиболее распространенной формой ринолалии является органическая (механическая) открытая ринолалия, возникающая при врожденном дефекте твердого и мягкого неба — расщелине.
Ринолалия при расщелинах неба характеризуется своеобразным комплексом симптомов:

  • изменение положения и активности языка;
  • нарушение деятельности мышц, осуществляющих движение мягкого неба;
  • изменение взаимодействия мышц всего периферического конца речедвигательного анализатора;
  • тотальное нарушение звукопроизношения.

Основным проявлением открытой механической ринолалии является патологическое изменение тембра голоса, который оказывается избыточно назализованным и искаженное произнесение всех звуков речи. Нарушение звукопроизношения обусловлено нарушением артикуляционной моторики, патологической позой языка, нарушением речевого дыхания, деформацией зубо-челюстной системы.


Хотя в структуре речевой деятельности при открытой ринолалии ведущим является нарушение фонетических и просодических элементов речи, однако в ряде случаев первичное нарушение накладывает отпечаток на формирование других компонентов речи, т. е. приводит к общему недоразвитию речи. Обусловленность общего недоразвития речи у детей различна: сужение социальных и речевых контактов из-за грубого нарушения артикуляции звуков, позднее  ее начало, осложненность дефекта проявлениями дизартрии или алалии, снижение слуха и т. д.
По состоянию психического развития дети с расщелинами составляют весьма разнородную группу: дети с нормальным психическим развитием, с задержкой умственного развития, с олигофренией (разной степени выраженности).


У некоторых детей имеются отдельные неврологические микрознаки: нистагм, легкая асимметрия глазных щелей, носогубных складок, повышение сухожильных и перистальных рефлексов. Кроме того, частые отиты, нередко принимающие хроническое течение, служат причиной понижения слуха.


В ряде случаев ринолалия отрицательно влияет не только на формирование личности ребенка, но и на формирование высших уровней познавательной деятельности.
Ринолалия, обусловленная врожденными расщелинами губы и неба, представляет собой серьезную проблему для различных отраслей медицины и логопедии. Она является предметом внимания хирургов-стоматологов, ортодонтов, детских оториноларингологов, психоневрологов и логопедов.

Нарушения голоса

Нарушения голоса — это отсутствие или расстройство фонации вследствие патологических изменений голосового аппарата.


Афония  —  отсутствие звучности голоса при сохранности шепотной речи.


Дисфония — расстройство голосообразования, при котором голос сохраняется, но становится неполноценным — хриплым, слабым, вибрирующим и тому подобное.


Помимо основных дефектов голоса — утраты силы, звучности, искажения тембра — отмечаются голосовое утомление и целый ряд субъективных ощущений — помехи, постоянное першение, давление, боли.


Классификация нарушений голоса принята, исходя из характера патологии, ее локализации, а также исходя из этиопатогенеза. Методы коррекционной логопедической работы будут разными, в зависимости от вида нарушения. Нарушения голоса могут быть центральными и периферическими.


Центральные нарушения связаны с патологическими изменениями в центральном отделе голосового аппарата. Периферические нарушения связаны с патологическими нарушениями в периферической части голосового аппарата.


В свою очередь, центральные нарушения голоса бывают функциональные и органические.
Функциональные нарушения предполагают нарушения функций, сбой в деятельности центральной нервной системы. Органические нарушения голоса обусловлены, как правило, центральными параличами и парезами.


Примером центрального функционального нарушения голоса может служить психогенная афония — полная потеря голоса вследствие сильного эмоционального потрясения, при этом громкий кашель и смех сохранны.


Органические нарушения голоса входят в структуру дефекта при дизартрии и некоторых формах афазии.


Периферические нарушения голоса возникают при патологических изменениях в периферической части голосового аппарата функционального и органического характера.


Причины нарушения голоса:


1) органические изменения, не связанные с перенапряжением голоса и неправильной манерой голосоведения, а связанные с другими объективными причинами, такими, как паралич, парез голосовых складок (центрального, и периферического характера), полип, опухоль на голосовых складках при гормональном сдвиге или нарушении обмена веществ, врожденная или приобретенная в результате травмы, болезни патология гортани, глотки, рта и носа;


2) органические изменения, вызванные перенапряжением голоса; неправильная манера голосоведения может вызывать повреждение голосовых складок и нарушать координированную работу мышц гортани, ярким примером может служить кровоизлияние в голосовую складку, узелки, утолщение краев и покраснение голосовых складок;


3) психоэмоциональные факторы и неправильная манера голосоведения, влекущие за собой функциональные изменения как центральной, так и периферической части голосового аппарата;


4) факторы, способствующие развитию нарушений голоса — аллергии, заболевания верхних дыхательных путей; гормональные нарушения; всевозможные шумы — автомобильный, музыкальный, в цехе, в спортивном зале, в школьном классе, в студенческой аудитории.


Профессиональными нарушениями голоса считают патологические состояния гортани, в основе которых лежат систематическое перенапряжение голоса и грубые нарушения техники голосообразования.


Перенапряжение голоса можно трактовать как сочетание многочисленных вредных привычек. Формы перенапряжения голоса: крик, визг, твердая голосовая атака, чрезмерная разговорчивость, частое откашливание, напряженная вокализация. К перенапряжению голоса относят также неправильное использование высоты тона и громкости. Перенапряжение голоса может быть кратковременным и очень сильным, а также умеренным, но длительным.


Особенно велика голосовая нагрузка у актеров, певцов, лекторов. С повышенной голосовой нагрузкой работают учителя, переводчики, воспитатели детских садов, телефонисты, комментаторы, продавцы, руководители учреждений и предприятий.


Следует помнить, что деление голосовой патологии на органическую и функциональную весьма условно, так как органические изменения могут привести к функциональным сдвигам, которые имеют стойкий характер, а нарушения нормальной функции голоса могут вызвать серьезные органические изменения.

Заикание

Заикание —  это нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата. Основным феноменом заикания является судорога.


Среди многочисленных речевых нарушений заикание  занимает особое мест. С одной стороны это нарушение не относится к разряду самых тяжелых речевых расстройств, т.к. не мешает человеку выполнять свои социальные функции, т.е. не приводит к инвалидности в отличие, например, от афазии, дизартрии вследствие церебрального паралича. С другой стороны, оно часто служит проявлением более тяжелых функций центральной нервной системы, которые, развиваясь, со временем могут привести к значительной потере трудоспособности. Но даже и без этого заикание служит важным моментом в нарушении социальной адаптации заикающихся в юношеском и зрелом возрасте, что часто приводит к неврозам.


Начало заикания попадает обычно на период интенсивного формирования речевой функции, т.е. 2-6 –ти летний возраст детей. Статистические данные о распространенности заикания весьма противоречивы. В среднем около 2% детей и не много более 1% взрослых страдают заиканием.
Говоря о причинах заикания следует подчеркнуть, что отсутствует специфическая одиночная причина, вызывающая данное речевое нарушение, поскольку для этого необходимо сочетание ряда факторов.


В настоящее время принято выделять две группы причин: предрасполагающие («почву») и производящие («толчки»). При этом некоторые этиологические факторы могут как способствовать развитию заикания, так и непосредственно вызывать его.


К предрасполагающим причинам относятся невропатическая отягощенность родителей; неврологические особенности самого заикающегося; конституциональная предрасположенность; наследственная отягощенность; поражение головного мозга в пренатальный, натальный и постнатальный периоды развития.


В группе производящих причин выделяются анатомо-физиологические, психические и социальные.
Основным внешним симптомом заикания является судорожная остановка в экспрессивной речи, поэтому в отечественной литературе заикание принято характеризовать по таким внешним признакам, как  тип судорог; место локализации судорог; степень тяжести (сила выраженности) судорог.


По законам иррадиации судороги речевых мышц могут сопровождаться судорогами и в других мышцах, которые не принимают участия в акте речи (мышцы лица, шеи, туловища, рук, ног). Эти судороги определяются как вторичные, сопутствующие заиканию. Появляясь в мышцах лица, они вызывают гримасы, а в мышцах конечностей приводят к подергиванию рук, ног. У заикающихся в процессе речи могут наблюдаться миоклонусы шеи (кивательные движения головой), раскачивание туловищем. Эти сопутствующие вторичные судороги были впервые описаны И.А. Сикорским. В зарубежной литературе этот симптом называется симптомом Фрешельса. Описанные движения (нарушения речевой и общей моторики) являются насильственными. Иногда у заикающихся наблюдаются и несудорожные сопутствующие движения, которые носят характер вспомогательных действий (произвольные уловки). При затруднении многие похлопывают себя по колену, по телу, по скамейке и т.д. У заикающихся может отмечаться эмболофразия (употребление эмболов, дополнительных слов типа: «да», «вот», «это самое» и т.д.). Эмболы многократно повторяются на протяжении высказывания, нередко употребляются перед «трудными» звуками, появляются в конце судороги как переход к плавной речи, заполняют паузы при затруднении подбора слов. Нередко в речи заикающихся наблюдается подмена труднопроизносимых слов на более легкие, что может привести к изменению смысла высказывания. Это речевые уловки.
Устная речь у заикающихся подростков и взрослых обычно сопровождается вегетативными реакциями: покраснением или побледнением лица, резким учащением сердцебиения, усилением потоотделения.

Афазия

Афазия – одна из старейших проблем неврологии, психологии, физиологии. Став затем частью нейропсихологии, она в настоящее время все более приобретает самостоятельное значение. Многие исследователи выделяют ее в самостоятельную область знания – афазиологию.

Афазия (от греч. а – отрицание, phasis – речь) – полная или частичная утрата речи, обусловленная очаговыми поражениями головного мозга: сосудистыми нарушениями, воспалительными заболеваниями мозга (энцефалиты, абсцессы), черепно-мозговыми травмами.

Афазиями принято называть расстройства речевых функций, характерные для очаговых поражений коры ведущего (доминантного) полушария мозга у лиц с уже сформировавшейся речью. Афазии относятся к наиболее сложным формам речевой патологии.

Причинами афазии являются разнообразные органические нарушения речевых систем головного мозга в период уже сформировавшейся речи. При афазии наблюдаются повреждения в лобных, теменных, затылочных и височных долях коры головного мозга.

Причинами афазии являются:

  1. травмы головного мозга;
  2. воспалительные процессы мозга;
  3. опухоли мозга;
  4. сосудистые заболевания и нарушения мозгового кровообращения (инсульт).

Каждый этиологический фактор имеет свои особенности развития, и синдром, вызванный тем или другим фактором, может быть различным в разных стадиях течения основного заболевания.

Формы афазии, тяжесть дефекта и характер его протекания зависят от следующих факторов:

  1. Обширность очага поражения и его локализация;
  2. Характер нарушения мозгового кровообращения;
  3. Состояние непострадавших отделов мозга, которые выполняют компенсаторные функции.

6 факторов, оказывающих влияние на динамику восстановления речи при афазии:

  1. Специальное обучение.
  2. Форма афазии.
  3. Степень выраженности речевого дефекта.
  4. Давность заболевания.
  5. Этиология заболевания.
  6. Возраст больного.

Факторы, от которых зависит эффективное восстановление речи

  1. Решающее значение принадлежит направленному восстановительному обучению.
  2. Форма афазии особого влияния на эффективность восстановления речи не оказывает. Однако такое влияние обнаружилось на динамике отдельных сторон речи – экспрессивной и импрессивной. Экспрессивная речь лучше восстанавливается при моторных речевых формах афазии.
  3. Влияние степени выраженности дефекта. Изучение этого фактора на эффективность восстановления речи позволило обнаружить зависимость экспрессивной и импрессивной речи от степени выраженности их нарушений к началу курса восстановительного обучения. Оценивая больных до и после восстановительного обучения, Цветкова Л.С. обнаружила, что значительная положительная динамика отмечается в группе со средней степенью выраженности дефекта. Больные с грубой и легкой степенью выраженности нарушения продвигаются за цикл занятий менее значительно.
  4. Давность заболевания. Наиболее эффективным курс восстановительного обучения оказывается для больных, занятия с которыми проводились в период от 0,5 до 1 года до начала заболевания в сравнении с больными, у которых от начала заболевания прошло более длительное время. Поэтому многими авторами (Бейн, Цветковой и др.) подчеркивается необходимость раннего начала занятий.
  5. Влияние этиологий заболевания. Для прогноза восстановления речи при афазии и для решения вопросов адекватной восстановительной терапии имеет большое значение ее этиология. Сравнивая, например, динамику восстановления речи в процессе обучения у больных с последствиями черепно-мозговой травмы и нарушением мозгового кровообращения, обнаружилось, что более лучший прогноз у больных с последствиями черепно-мозговой травмы.
  6. Роль возраста. Наиболее положительная динамика обнаружена в группе больных молодого возраста.

Алалия

Алалия (от греч. а – отрицание, lalio – говорю, речь) – отсутствие или недоразвитие речи вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развития ребенка.


Имеются данные о том, что среди детей дошкольного возраста алалия встречается примерно у 1%, а среди детей школьного возраста алалия встречается у 0,6 – 0,2%. Авторы отмечают, что у мальчиков это нарушение речи встречается в 2 раза чаще, чем у девочек.


Алалия – одна из форм общего недоразвития речи (ОНР), но эти понятия не следует отождествлять. ОНР – различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к звуковой и смысловой стороне, при нормальном слухе и интеллекте. Общее недоразвитие речи, имеет место при алалии,  детской афазии, может наблюдаться при других сложных формах речевых нарушений у детей: ринолалии, дизартрии. С другой стороны, ОНР выступает как самостоятельное речевое нарушение, когда одновременно выявляются недостаточность словарного запаса, грамматического строя  и фонетико-фонематического развития. Это нарушение трактуется как «неосложненный вариант ОНР» — Н.С. Жукова, Г.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева; «ОНР невыясненного патогенеза» – Р.И. Лалаева; «ОНР неясной этиологии» – Е.Н. Российская.


Структура речевого дефекта (совокупность речевых и неречевых симптомов и характер их связей) при ОНР может быть различной. При алалии ведущими являются языковые нарушения, а неречевые проявления являются вторичными.


В качестве причин, приводящих к возникновению алалии, большинство исследователей указывают патологию протекания беременности. Это может быть токсикоз, несовместимость по резус-фактору, угроза прерывания беременности, инфекционные заболевания матери во время беременности. В то же время исследователи отмечают ведущую роль в возникновении алалии природовых черепно-мозговых травм и асфиксии новорожденных. В качестве вредоносных факторов указываются алкоголизм, табакокурение, наркомания родителей. К алалии могут привести также мозговые заболевания и травмы головы в первые годы жизни ребенка.


Алалия является сложным органическим нарушением, вызванным поражением головного мозга в период внутриутробного развития, во время родов или в первые годы жизни ребенка (до трех лет).

Выделение этой возрастной группы основано на том, что до трех лет речь еще окончательно не сформирована, поэтому поражение головного мозга в этот период приводит к недоразвитию речи, а не к ее распаду.


Алалию принято подразделять на следующие виды:

  • моторная (нарушается область коры головного мозга, отвечающая за речевые движения);
  • сенсорная (нарушается область коры головного мозга, отвечающая за восприятие речи);
  • смешанная.
Мы используем cookie-файлы для наилучшего представления нашего сайта. Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Принять
Отказаться